18.05.2021 года общество с ограниченной ответственностью «Красногорье-ДЭЗ» (далее – Управляющая компания, УК) обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой, в которой просит решение от 22.08.2020, постановление от 16.11.2020 и постановление от 18.03.2021 отменить, ссылаясь на существенные нарушения судами норм материального права, повлиявшие на исход дела, и направить дело на новое рассмотрение.
В кассационной жалобе УК, настаивает на определении объема коммунального ресурса, поставленного в многоквартирные дома, не оборудованные общедомовыми приборами учета, по нормативу потребления соответствующей коммунальной услуги, указывает, что возражала в судах нижестоящих инстанций против определения обществом объема тепловой энергии на основании расчетных тепловых нагрузок.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 13.08.2021 (судья Шилохвост О.Ю.) кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Из электронного арбитра судебных дел (дело № А41-12411/2020 ) усматривается, между Акционерное общество «Городские ТеплоСистемы» (Теплоснабжающая организация) и Обществом с ограниченной ответственностью «Красногорье-ДЭЗ» 14.12.2012 заключен договор теплоснабжения № 04-01/073-Пав, предметом которого является продажа (подача) обществом компании, присоединенной к тепловой сети общества, и покупка (потребление) компанией тепловой энергии и теплоносителя для собственных нужд и/или оказания коммунальных услуг гражданам (для нужд граждан, проживающих в многоквартирном доме, по их поручению и за их счет) на условиях, предусмотренных договором и действующим законодательством.
Стороны договорились о том, что учет потребленной тепловой энергии и теплоносителя осуществляется допущенными в эксплуатацию и опломбированными обществом узлами учета, установленными на границе раздела балансовой принадлежности тепловых сетей общества и компании, а при их отсутствии или выходе из строя - на основании нормативов потребления на отопление и горячее водоснабжение, установленных в соответствии с действующим законодательством (пункты 3.3, 3.4 и 6.2).
При этом согласно пункту 6.5 расчет стоимости потребленной потребителем (с учетом абонентов) тепловой энергии стороны договорились производить на основании справки о количестве тепловой энергии и отчетной ведомости за потребленную тепловую энергию и с учетом расчетных тепловых нагрузок потребителя (приложение № 3).
Неоплата УК в полном объеме тепловой энергии, поставленной Теплоснабжающей организацией в период с марта 2018 года по август 2019 года, послужила основанием для обращения последнего в арбитражный суд с иском о взыскании 75 458 242 руб. 65 коп. задолженности по договору теплоснабжения № 04-01/073-Пав от 14.12.2012 за период с марта 2018 года по август 2019 года и 13 119 899 руб. 60 коп. неустойки (с учетом уточнения иска).
Решением Арбитражного суда Московской области от 22.08.2020, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2020 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 18.03.2021, иск удовлетворен.
Удовлетворяя иск, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для освобождения УК, в управлении которой находятся многоквартирные дома (далее - МКД), от обязанности оплатить поставленную обществом в эти дома тепловую энергию, объем которой в отсутствие исправных и поверенных общедомовых приборов учета (далее ОДПУ) правомерно определен обществом расчетным способом на основании расчетных тепловых нагрузок.
Между тем Судебная коллегия полагает, что судами нижестоящих инстанций не учтено следующее.
В случае, когда подача абоненту через присоединенную сеть электроэнергии, холодной воды, горячей воды, тепловой энергии на отопление осуществляются в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в МКД, эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 ЖК РФ). В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу прямого указания пункта 13 Правил ПКУ, условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации. Следовательно, объем коммунального ресурса, подлежащего оплате исполнителем коммунальных услуг, должен определяться в том же порядке, что и объем коммунальной услуги, оплачиваемой конечными потребителями.
Поскольку в силу пункта 1 статьи 157 ЖК РФ и абзаца второго пункта 13 Правил ПКУ вышеизложенные нормы, определяющие порядок расчета объема подлежащего оплате коммунального ресурса (коммунальной услуги) являются обязательными для сторон договора о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям, у судов не было оснований для взыскания стоимости поставленной обществом тепловой энергии, рассчитанной исходя из согласованных в договоре теплоснабжения расчетных тепловых нагрузок.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанции было допущено существенное нарушение законодательства о порядке определения объема тепловой энергии, поставляемой в МКД в целях оказания коммунальных услуг, а судом округа эти нарушения не были исправлены, обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
На основании изложенного, решение Арбитражного суда Московской области от 22.08.2020 по делу № А41-12411/2020, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2020 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 18.03.2021 по тому же делу отменить и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
Дело А41-12411/2020